Почему SEC считает криптовалюты ценными бумагами?
Высокопоставленные чиновники Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) относят некоторые цифровые активы — как публично, так и в приватных беседах — к категории ценных бумаг. Столь тревожный тезис звучит все чаще, все настойчивее.
Что в этом плохого для инвестора? Если Комиссии удастся окончательно легализовать пока еще неофициальное мнение, оборот части цифровых валют будет регулироваться в соответствии с положениями действующего законодательства о ценных бумагах. Тогда держатели многих монет столкнутся с немалыми потерями и проблемами.
Какие монеты в SEC готовы признать ценными бумагами? И чем именно опасно такое решение для отрасли? Об этом читайте в нашем воскресном материале.
4 минутЧто заботит SEC?
Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США Гэри Генслер и его предшественник не раз заявляли — многие цифровые активы имеют признаки ценных бумаг. Еще в 2021 году Генслер предупреждал, что ведомство планирует занять жесткую позицию и требовать соблюдения существующих правил эмитентами таких токенов.
В конце июля 2022 года регулятор практически прямо назвал 9 крипто-активов ценными бумагами. Все они фигурируют в фабуле дела об инсайдерской торговле, и этот факт вызвал немалое беспокойство у криптотрейдеров.
Семь активов торговались на крупнейшей американской платформе криптовалют — Coinbase. По данным Bloomberg, в компании стартовало внутреннее расследование: необходимо понять, почему Комиссия отнесла к категории ценных бумаг именно эти токены, и что теперь делать.
Какие бумаги SEC считает ценными?
В соответствии с американским законодательством, к ценным бумагам относятся активы, функционирующие по принципу акций. Подразумевается, что выпускающие их компании привлекают деньги путем продаж этих активов.
Создавая такое определение, эксперты SEC опирались на правовой документ, датированный 1946 годом. Он подготовлен на базе решения Верховного суда США. В соответствии с документом, актив находится под юрисдикцией SEC в случае, если инвесторы вкладывают в него деньги, рассчитывая в будущем получать прибыль за счет работы компании-эмитента.
Например, тяжба Комиссии с Ripple Labs тянется еще с 2020 года. Разработчика обвинили в том, что он выпустил XRP для инвесторов, рассчитывавших на дальнейший рост монеты. И якобы именно за счет привлеченных средств держателей XRP компания Ripple финансирует свой рост. Любопытно, что противостояние длится до сих пор. А когда компания привлекла на свою сторону Мэри Джо Уайт — бывшего председателя SEC — ситуация стала откровенно пикантной. Ждем вердикта суда. Говорят, что к концу лета 2023 года мы все-таки получим итоговое решение по скандальному делу.
Что изменится, если SEC добьется своего?
Если цифровые активы признают ценными бумагами, работа криптобирж станет более сложной и дорогой. Подобная «маркировка» влечет за собой более строгие требования для эмитентов и платформ — ради защиты интересов инвесторов. В такой ситуации небольшие торговые площадки начнут проигрывать конкурентную войну более крупным коллегам. А регуляторные органы ужесточат контроль, причем он станет перманентным. Естественно, постоянные проверки принесут лишь штрафы и санкции, в некоторых случаях — судебное преследование. Работать станет сложнее и рискованнее.
Постоянный регуляторный контроль и необходимость соблюдения всех требований встревожит инвесторов. Возможна и потеря инвестиций.
Впрочем, сторонники жесткого регулирования считают, что перевод некоторых криптовалют в ранг ценных бумаг способствует большей открытости и прозрачности рынка для инвесторов. Судя по требованиям SEC, в свободном доступе появится большое количество важной информации о качестве цифровых активов.
Что говорят противники такого подхода?
Криптоэнтузиасты утверждают, что сегодня мир децентрализован, и старые правила к новым условиям просто не подходят. Владельцы криптовалютных бирж добавляют, что размещенные на их площадках активы следует считать товаром, а не ценными бумагами.
Американские законы, регулирующие торговлю сырьевыми товарами и их производными, фокусируются совершенно на других аспектах. Компании, производители и фермеры должны эффективно использовать инструменты для хеджирования рисков колебания цен на сырьевые товары, а не играть роль мелких инвесторов. Поэтому идея классификации криптовалют как товаров многим кажется сомнительной.
Чего хочет криптосообщество?
На Капитолийском холме уже предприняты определенные действия по предоставлению прав регулирования рынка цифровых активов Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) — этот орган в США присматривает за деривативами. Сегодня эта Комиссия в основном наблюдает за криптовалютными фьючерсами. Есть у нее и полномочия, позволяющие принимать принудительные меры при выявлении мошенничества или манипуляционных ситуаций на спотовом рынке.
Многие участники рынка считают, что больше возможностей для регулирования этого класса активов имеет CFTC, а не SEC. Именно комиссия по торговле товарными фьючерсами предприняла по отношению криптовалюты ряд принудительных действий. А оппоненты утверждают, что правила SEC, ориентированные на ценные бумаги, предлагают больше возможностей для защиты семейных инвесторов.
Разница в подходе
SEC и CFTC имеют разное видение вопроса раздела цифровых активов на категории. Истоки противостояния следует искать в истории существования двух ведомств. Первое сформировано в 1929 году с целью защищать интересы инвесторов после рыночного краха. Поэтому SEC требует от финансовых организаций большей открытости и предоставления общественности максимума информации.
А CFTC сформирована Министерством сельского хозяйства для защиты фермеров от неурожая из-за засухи. К товарам и производным финансовым инструментов это ведомство относится более лояльно.
Криптосообщество, конечно, изучило оба подхода к регулированию цифровых активов. На данном этапе наиболее привлекательным выглядит предложение CFTC.
Как монета превращается в ценную бумагу?
Необходимо отметить, что у каждой криптовалюты хватает проблем и пробелов. Исключением остается лишь биткоин — крупнейший цифровой актив. Все регуляторные органы разделяют мнение о то, что BTC нельзя отнести к классу ценных бумаг, ведь эмиссией занимается неустановленное лицо или лица, выступающие под псевдонимом Сатоши Накамото. Проект не относится к числу программ по сбору денег с инвесторов.
Во времена президентства Трампа высокопоставленные чиновники SEC не считали Ethereum, созданный Виталиком Бутериным, ценной бумагой. Тот же чиновник заявил, что эфир уже превратился в достаточно децентрализованный проект, и его нельзя считать ценной бумагой. Хотя Ethereum Foundation использовала свой токен для сбора денег.
CFTC тоже отнесла эфириум к категории товаров. А CME — Чикагская товарная биржа — размещает фьючерсы на него точно так же, как и на биткоины.
Что делать?
Как сообщил Генслер, для максимального соответствия цифровых активов и защиты инвесторов, SEC может отказаться от части своих правил. Но только при условии, что биржи начнут сотрудничать с агентством и выполнят регистрацию. Правда, пока еще нет дорожной карты принципов дальнейшего взаимодействия.
Тем временем от законодателей поступили предложения, способные наделить банковского регулятора США и CFTC более широкими полномочиями на рынке. Если дело SEC об инсайдерской торговле дойдет до суда, то в процессе появится четкая классификация токенов: часть можно будет считать товаром, а часть — ценными бумагами. Благо, что указ президента США Джо Байдена дает правительственным учреждениям право координировать подход к цифровым активам.
Как регулируют криптовалюту в других государствах?
Подобные проблемы есть, пожалуй, во всех цивилизованных странах. Регуляторы по-разному относятся к намерению SEC признать ряд токенов ценными бумагами. Например, Агентство финансового поведения Великобритании регулирует активы, связанные с правом на погашение или долю в прибыли. А служебные токены или монеты по типу биткоина пока никем не регулируются.
В Сингапуре под надзором любые криптоактивы, но к ним применяются разные законы. Монеты, представляющие в цифровом виде другие активы — например, некотируемые акции — считаются ценными бумагами.
В июне 2022 года Европейский Союз достиг предварительного соглашения о введении общих правил оборота цифровых валютам в единой Европе. Разработана и новая правовая база — MiCA, регулирующая публичные предложения криптовалют.
Иными словами, с высокой вероятностью в недалеком будущем статус известных каждому трейдеру и инвестору монет изменится. И мы станем владельцами ценных бумаг, а не товара. Как это в целом повлияет на рынок криптовалют? Время покажет.
Похожие записи
(07:00 МСК, 30.10.2024, по данным CoinMarketCap)