Осторожно, двери открываются: добро пожаловать в Метавселенную
Процессы стремительного развития технологий не останавливаются ни на секунду, а современный интернет претерпевает беспрецедентные трансформации на пути к Web3 (или даже Web5). Ведущие бренды и крупнейшие корпорации выделяют серьезные бюджеты на изучение потенциала новых способов серфинга виртуальной реальности — метавселенной.
Но специфические особенности этого пространства просто вынуждают задуматься о его влиянии на незрелую детскую психику.
Как с пользой и без вреда познакомить подрастающее поколение с метавселенной? Есть ли способы уберечь детей от негативного влияния новой и манящей виртуальной среды? Об этом — в нашей воскресной статье.
4 минутЧто такое Metaverse?
Метавселенная — особая среда в виртуальном пространстве, где можно выполнять самые разнообразные задачи. Впервые термин использован Нилом Стивенсоном — писателем-фантастом, автором вышедшего в свет в 1992 году романа «Снежная лавина». В этом произведении Стивенсон рассказал о виртуальной среде, к которой можно подключиться с любого устройства — например, телефона или компьютера.
В современных реалиях полноценной реализации задумки Стивенсона еще не существует. Зато уже есть множество виртуальных онлайн-миров, пока никак не объединенных между собой. В рамках этих стремительно развивающихся экосистем можно владеть «пиксельной» недвижимостью, работать и отдыхать, общаться и назначать встречи другим людям и, конечно, совершать покупки.
Перед детьми метавселенная распахивает двери в новый удивительный мир, гарантирующий уникальный опыт обучения и возможность приобрести определенные навыки. Например, в компьютерной игре Minecraft существуют учебные среды Metaverse, предназначенные для ознакомления подрастающего поколения с различными культурами.
Важно понимать — именно дети смогут извлечь из новой технологии максимальную пользу. Они способны не только развлекаться онлайн-играми или общаться с друзьями, но и посещать виртуальные занятия на современных образовательных площадках.
Но при этом возникают определенные риски и уязвимости — именно для подрастающего поколения. Это доступ к неприемлемому контенту, кибербуллинг и чрезмерно полное погружение в нарисованный мир. Родители и близкие должны помочь детям научиться правильно и безопасно использовать метавселенную и грамотно ориентироваться в ее пространстве.
Плюсы и минусы новой реальности
Итоги первых исследований влияния метавселенной на детей звучат довольно печально. Особенно, если учесть уже актуальные проблемы, спровоцированные постоянным пребыванием в социальных сетях: депрессия, попытки суицида и многое другое. Некоторые эксперты с тревогой говорят — с наступлением эры метавселенной может стать еще хуже.
Но необходимо понимать — истоки проблем следует искать не в самой метавселенной. Это пространство приносит реальную помощь в обучении по многим направлениям. А по данным исследования, проведенного Университетом Южной Калифорнии, игры и виртуальная реальность способны оказывать положительное воздействие на психическое здоровье — но лишь при правильном использовании.
Главная сложность в том, что именно компании, дальше всех продвинувшиеся в вопросе разработки метавселенной, в свое время создали соцсети, эксплуатирующие неуверенность и страхи пользователей, а также возникающие у них коммуникативные трудности в реальной жизни.
Скорее всего, погружение в виртуальную реальность с высокой долей вероятности усугубит уже накопившиеся из-за социальных сетей психические проблемы. Одинокие люди могут почувствовать еще большее одиночество, а просмотр опасного контента подтолкнуть к суицидным мыслям.
Но метавселенная предлагает и немало преимуществ, значимых для процессов обучения:
- Легкость восприятия. Виртуальная технология помогает усваивать абстрактные понятия, для понимания которых не хватает воображения. В метавселенной дети могут получить практический опыт, позволяющий лучше понимать окружающий мир.
- Социальные навыки. Современные соцсети стимулируют развитие ощущения одиночества и формируют депрессию у детей, а метавселенная способна все изменить. При помощи технологии легко организовать безопасную и контролируемую среду общения с друзьями или сверстниками. Нет приятелей? Появится возможность их легко найти. Дополнительно метавселенная стимулирует развитие творческого потенциала и социального интеллекта.
- Взаимодействие с родными. В удивительных рамках виртуальной реальности родители могут сблизиться с детьми, передавая им необходимые знания о потенциальных угрозах в безопасной среде. Именно метавселенная может стать надежной и безопасной гаванью.
Конечно, существуют и определенные риски, способные превратить метавселенную в токсичное для детей место. К ним можно отнести:
- Преследование. Это серьезная проблема для ребенка, ведь анонимные пользователи могут радикально осложнить жизнь. Высока вероятность столкнуться с неприемлемым по возрасту контентом: сексуального характера, со сценами насилия или нетолерантными высказываниями.
- Зависимость. Виртуальное пространство – это увлекательная и захватывающая среда, поэтому в детском и подростковом возрасте бывает так трудно оторваться от поглощения притягательного контента. Чтобы метавселенная не вызвала привыкание, необходимо научить детей управлять своим временем.
- Конфиденциальность. Еще один негативный момент. Если ребенок не знает, что никому нельзя сообщать домашний адрес или другие личные данные, метавселенная вполне может оказаться опасным местом. Подрастающее поколение необходимо учить азам безопасности сразу же — причем не только в виртуальном, но и реальном пространстве.
- Здоровье. Длительное использование гарнитуры для погружения в виртуальную реальность нередко провоцирует головные боли, тошноту или головокружение. Очень важно делать перерывы и покидать цифровые миры.
- Доступность. К сожалению, не каждый ребенок сможет получить доступ к новой виртуальной реальности — например, из-за нехватки денег на приобретение гарнитуры или оплаты доступа в интернет-пространство. Именно поэтому огромный пласт юных пользователей не сможет воспользоваться всеми преимуществами метавселенной.
Как уберечь детей в метавселенной?
Защита подрастающего поколения от негативного влияния метавселенной — наша общая задача, но максимум ответственности несут родители. Что следует знать и предпринимать, чтобы избежать неприятностей?
- Каждый родитель должен отслеживать социальную активность ребенка, контролируя, что он смотрит и делает в метавселенной. Это необходимо для ограничения влияния потенциально опасного контента.
- Следует заранее оговорить правила и дать рекомендации по поведению в метавселенной и ее использованию. Периодически их нужно проговаривать, чтобы ребенок запомнил советы и смог сформировать безопасную для себя среду.
- Важно объяснить, как необходимо взаимодействовать с другими людьми в виртуальной реальности. Обязательна вежливость, уважение по отношению к незнакомцам, но при этом следует помнить о своих и чужих личных границах. Неуместные вопросы необходимо сразу пресекать и самому их не задавать.
- Сбалансировать жизнь ребенка. Помимо виртуального мира у него должны быть дела и в реальном. Следует уделить этому достаточно времени, чтобы исключить в будущем проблемы, связанные с дефицитом реального общения.
Естественно, обеспечением защиты детей обязаны заняться и технологические компании. Да, у них не может быть такой степени вовлеченности, как у родителей, однако необходимый минимум они должны организовать. В большей степени это относится к модерации контента и контроля за соблюдением правил пользователями.
При разработке виртуальной среды метавселенной необходимо прежде всего учитывать комфорт и безопасность детей. Они должны знать, что всегда могут сообщить о ненадлежащем поведении любого из пользователей. А все поступающие жалобы будут оперативно и адекватно рассмотрены.
Дополнительно следует предусмотреть возможность использования антивирусного программного обеспечения, сложных паролей и различных способов шифрования данных.
Но предоставить подрастающему поколению право на полноценную эксплуатацию метавселенной будет возможно лишь после того, как ее полноценно протестируют взрослые. Причем не только технологические компании, но и родители.
Похожие записи
(07:00 МСК, 30.10.2024, по данным CoinMarketCap)