Как заработать миллионы в метавселенной? Учимся у лакшери брендов
Недавно мы рассказывали вам о феномене виртуальной моды, о появлении и развитии этого удивительного тренда наших дней.
Поразительно, но он оказался не просто популярным, а еще и денежным. И сегодня мы объясним, как и сколько зарабатывают производители модной одежды, обуви и аксессуаров люксового сегмента. Вполне возможно, сколотить небольшое состояние на метавселенной завтра получится и у вас!
6 минутКак это работает?
Бренды уровня Gucci, Balenciaga и Burberry не просто создают, но и успешно продают клиентам вещи, которые никто и никогда не будет носить в реальном мире. Покупатели люксовых, уникальных изделий и аксессуаров готовы ждать несколько лет, лишь бы получить желаемое. Именно поэтому предзаказы на легендарные сумочки Birkin расписаны на годы вперед — и все это только ради пополнения личной коллекции. Как говорится, у богатых свои причуды.
Но есть и другая категория покупателей — эти люди готовы тратить тысячи евро на вещи, которые не то, что носить, а и пощупать невозможно. Их запросы обслуживает британский стартап Dematerialized, торгующий предметами роскоши — исключительно виртуальными. Основательница этого бизнеса — Карина Ноббс — называет свою платформу «цифровым бутиком вашей мечты».
Первой вещью, реализованной через Dematerialized, стал свитер серебристого оттенка, проданный за €121 в декабре 2020 года. Этот предмет цифрового гардероба выпущен тиражом в 1 212 экземпляров. Все они разлетелись за 3 часа.
Стартап сотрудничает с брендом виртуальной моды Fabricant, позволяющим пользователям самостоятельно создавать эксклюзивную «одежду» для цифровых аватаров на различных социальных платформах. Одно из таких «изделий» модного дома недавно продано в виртуальном бутике Ноббс за €9 000.
Dematerialized функционирует по принципу стокового магазина, выставляя на продажу предметы одежды лимитированного тиража. Одновременно здесь могут продаваться вещи только одного бренда. Покупатели получают в собственность NFT — цифровой сертификат подлинности приобретенной вещички. А затем эти наряды можно демонстрировать таким же поклонникам новой моды на специальных виртуальных платформах, поддерживающих технологию NFT — например, на VRChat.
Трата немыслимой суммы на приобретение, по сути, картинки на экране монитора, все еще кажется вам верхом недальновидности? Зря. Ведь в игровых мирах уже давно стало нормой покупать и продавать исключительно косметические украшения, меняющие лишь внешний вид персонажа, его оружия или способностей, не давая геймеру при этом никаких реальных игровых преимуществ. Лидеры модной индустрии успешно взяли на вооружение этот тренд.
Особенно активно процесс формирования новой бизнес-модели рынка ультрасовременной моды пошел после того, как одна из крупнейших финтех-компаний планеты — Facebook — взяла курс на создание собственной метавселенной.
В рамках этого феномена пользователи смогут взаимодействовать друг с другом в виртуальной модели реального мира. Стремление к новой цели подчеркнул и ребрендинг компании в Meta. Отныне прежде нишевый сегмент кастомизации игровых персонажей выходит на аудиторию, исчисляемую десятками миллионов потребителей.
«Аватары получат такое же масштабное распространение, как фотографии профиля пользователя в соцсетях. Но это будет не статичная картинка, а живые 3D-модели. Они позволят окружающим создать представление о вас, о вашей мимике и жестах. У каждого будет личный гардероб виртуальной одежды для любых ситуаций, созданный разными мастерами в разных приложениях», — так описал Марк Цукерберг будущую вселенную Meta.
Рассказал он и о том, как создавать в цифровом мире одежду, предметы домашнего декора или аксессуары, как переносить их с одной платформы на другую.
Первопроходец получает все?
Именно индустрия Fast Fashion быстрее коллег по достоинству оценила новые возможности метавселенных. И это забавно, ведь всего 20 лет назад ведущие бренды воротили нос от технологии Web 1.0, показательно не обращая внимания на новации. Еще в 2008 — через 3 года после запуска Amazon Prime — только треть люксовых брендов продавала товары онлайн. Только представьте — в то время у Prada не было даже собственного веб-сайта.
В марте 2016 года — задолго до создания первых метавселенных — предпрниматель Кэрри Мерфи с друзьями основал бренд Fabrikant. На роль креативного директора проекта бизнесмены пригласили Эмбер Джей Слоотен — выпускницу Амстердамского института моды с портфолио, полностью заполненном моделями виртуальной одежды.
«Она боролась за то, чтобы в ее портфолио не было ни одной реальной вещи. После трагедии в Бангладеш, где рухнуло здание текстильной фабрики, похоронившее под своими обломками более 1 100 работников, Слоотен заняла непримиримую позицию в отношении физической моды», — вспоминает Мерфи.
Первый заработок виртуальному бренду принесла коллаборация с I.T. Hong Kong, нанявшим команду проекта для оцифровки реальной одежды от сотни лакшери-брендов. Однако Мерфи мечтал о том, чтобы Слоотен выпускала собственную уникальную линию.
В начале 2019 года заключено соглашение с Dapper Labs — компанией-разработчиком игровых решений на блокчейне. Первая же собственная модель виртуальной одежды, выставленная на аукцион, ушла с молотка за эквивалент $9 500 в эфириуме (сегодня это же количество монет стоит $150 000). Покупатель подарил «платье» супруге, а та разместила свои снимки в этом наряде во всех соцсетях.
Чистая мода — чистая прибыль?
Изготовление виртуальной одежды не требует сырья, а затраты труда минимальны. Поэтому практически вся сумма, вырученная от продажи таких вещей, составляет чистую прибыль. Да и ограничения реального мира в метавселенных отсутствуют, поэтому полет фантазии дизайнера цифровых нарядов ничто не ограничивает.
Любой авторитетный бренд, покопавшись в архивах с нереализованными по разным причинам моделями одежды или аксессуаров может дать им вторую жизнь в виртуальном мире. Более того, никто не мешает никому не известным юным брендам ворваться на рынок люксовых вещей с копеечными вложениями.
«Не все, что создается в метавселенных, обязательно должно быть новым, придуманным только что. Бренды могут использовать давние разработки, чтобы новое поколение наконец-то увидело их», — поясняет Кэти Харкл, одна из сторонниц ретро-идеи.
Гансело Круз — соучредитель и СЕО PlatformE — считает, что низкие затраты на производство и высокая маржа станут стимулами невиданного бума в индустрии предметов виртуальной роскоши. Его компания помогала таким брендам как Kering, LVMH, Farfetch, Nordstrom, Gucci и Dior организовать производственные циклы «пошива» 3D-одежды.
Круз говорит о том, что цифровая роскошь позволит решить давнюю проблему избыточного предложения в лакшери-сегменте, которая сдерживает рост этого рынка. Она проявилась много десятилетий назад — после окончания Второй мировой войны. Тогда французские дизайнеры начали удешевлять коллекции pret-a-porter ради повышения рентабельности. В итоге все это вылилось в знакомый нам сегодня феномен «быстрой» моды: именно она вынуждает нас менять одежду на новые, трендовые модели, всего через 2-3 месяца после покупки.
«Каждый бренд подвержен кризису перепроизводства, формирующему избыточные складские остатки его продукции под конец сезона. Ради освобождения складов под новые модели старые распродаются с огромным дисконтом — до 90%. И так повторяется раз за разом. Все это снижает ценность бренда в глазах потребителей», — считает Круз.
Виртуальная мода избавлена от подобных проблем. Представьте цифровой показ коллекции одежды. По виртуальному подиуму дефилируют модели в вещах из новой коллекции. Зрители тут же оформляют онлайн-заказы на приглянувшийся предмет гардероба. В итоге бренд точно знает, какие вещи и в каком количестве ему следует изготовить для удовлетворения 100% спроса. Виртуальные модели поддерживают всю линейку размеров, поэтому любой потенциальный клиент всегда может проверить, как новинка будет выглядеть на его фигуре.
Бывает и так, что виртуальные вещи продаются значительно успешнее реальных аналогов. Тогда вообще отпадает смысл в выпуске изделия в привычном виде.
Как вариант, после показа бренды могут выставлять уникальные модели на аукцион. Победитель торгов получит NFT — токен, содержащий всю необходимую техническую информацию по изготовлению этой одежды в реальном мире.
Однако есть еще одна веская причина, по которой бренды стремятся поскорее освоить технологию NFT — и это защита от подделок и от спекулянтов.
«Обычно, если какая-то уникальная вещь перепродается тут же на месте первоначальной продажи, бренд не зарабатывает на этом ни цента. Но использование NFT позволяет исключить эту вероятность», — объясняет Кэти Хакл.
Все, что для этого нужно — поддержка токеном NFT смарт-контракт, условия которого автоматически перенаправляют долю от будущих продаж бренду. Fabricant уже использует такую модель бизнеса, получая 5% роялти всякий раз, когда его одежда перепродается после первой покупки.
Цифровая мода — приговор моде реальной?
Конечно же нет — по крайней мере, пока. Виртуальная индустрия сегодня остается нишевым продуктом по ряду причин:
- несовершенство 3D-технологий;
- слабая интеграция метавселенных между собой;
- отсутствие по-настоящему глобальной платформы.
Но это направление активно развивается. Например, в метавселенной Roblox доступны покупки продукции бренда Gucci. В сентябре Balenciaga представила коллекцию одежды в метавселенной Fortnite. Burberry выпустила ряд уникальных брендированных персонажей для метавселенной Mystical Games: все они раскуплены почти мгновенно, а компания получила $400 000.
Однако первенство в освоении нового направления в мире высокой моды принадлежит Dolce & Gabbana. Продажа новой виртуальной NFT-коллекции бренда на аукционе принесла компании $5,7 млн.
Глядя на такую прибыль на ровном месте, мало кто из конкурентов откажется от создания проектов моды будущего. Может, и нам пора задуматься о том, во что мы будем одевать своих аватаров уже через год? И почему бы на этом не заработать!
Источники: Bloomberg, Dolce & Gabbana, Roblox, Valaclava, PlatformE, Tribute, Herrera
Похожие записи
(07:00 МСК, 30.10.2024, по данным CoinMarketCap)