FATF обновил рекомендации: чего ждать криптоиндустрии
В начале ноября 2021 года FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) опубликовала обновленный набор регуляторных рекомендаций по реагированию на бурные темпы эволюции блокчейн-индустрии. По замыслу авторов этого документа, теперь компании, работающие с криптоактивами, получат более четко сформулированный и понятный инструмент борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CFT).
Содержимое документа не стало чем-то неожиданным для тех, кто следил за ходом обсуждений регуляторами проблемы использования криптовалют в криминальных целях. В частности, в нем особое внимание уделено аспектам, в наименьшей степени охваченным законодательным регулированием: рынок DeFi, стейблкоины и соблюдение «Travel Rule» операторами криптовалютных услуг.
Пора ознакомиться с текстом документа и оценить степень его влияние на глобальную индустрию криптовалют.
4 минутС тотальным недоверием к DeFi
FATF обращается к регуляторам с призывом — не следует верить на слово разработчикам DeFi-платформ, которые поголовно в маркетинговых целях именуют свои проекты «децентрализованными».
Как правило, каждая платформа имеет физическое или юридическое лицо, контролирующее ее деятельность или способное оказывать влияние на торговую площадку. Термин «контроль и влияние» является ключевым. Он позволяет идентифицировать того, кто должен быть субъектом, ответственным за соблюдение правил AML/CFT пользователями конкретной платформы.
FATF считает, что подавляющее большинство DeFi-проектов по своей сути являются VASP (операторами услуг виртуальных активов). С целью регуляторного контроля их деятельности организация разработала целый ряд инструментов. Одним из них служит обязательство регистрации VASP — даже если в проекте отсутствует контролирующее его юридическое лицо. Созданная таким образом компания-оператор по оказанию услуг в сфере виртуальных активов и будет нести ответственность за соблюдение законодательства по борьбе с отмыванием преступных доходов.
Чем это чревато для крипторынка? Ожидается, что неукоснительное соблюдение рекомендаций в отношении рынка DeFi приведет к снижению числа новых стартапов в этой области. Вероятно, нас даже ожидает большое число судебных споров между регуляторами и компаниями этого сектора.
Надзорные органы будут стремиться записать любое юридическое или физическое лицо в число тех, кто «контролирует или влияет»: достаточно будет малейшего подозрения. А разработчики DeFi-продуктов, напротив, начнут разрывать все связи, указывающие на лиц, потенциально «влияющих» на их проекты.
Конечно, сектор децентрализованных финансов никуда не исчезнет, но активность в ней постепенно будет сокращаться. У всех в памяти еще свеж пример ICO-индустрии, которая каких-то 5 лет назад переживала стремительный подъем и бум интереса, а сегодня о ней мало кто вспоминает.
Стейблкоины — под жесткий контроль
По мнению FATF, главные регуляторные риски в отношении стейблкоинов связаны с их потенциальным доминированием на финансовых рынках и вытеснением с них традиционных платежных средств.
Организация обращает внимание государств на то, что им следует контролировать проекты по выпуску «стабильных монет» еще до их реализации. Более того, создатели каждый из этих проектов обязаны предусмотреть комплекс по противодействию AML/CFT еще на этапе разработки концепции.
Чем это чревато для крипторынка? Все это приведет к отсрочке запуска подлинно «глобального» стейблкоина. Регуляторы ужесточат правила контроля над эмитентами «стабильных» криптовалют.
При этом правительство США целиком и полностью поддерживает позицию FATF в данном вопросе. В октябре Белый дом призвал Конгресс проголосовать за закон, усиливающий надзор за операторами, выпускающими собственные стейблкоины.
Криптокошельки — радикально ограничить потенциал
В FATF прекрасно понимают — полностью запретить децентрализованные криптокошельки невозможно. Зато VASP можно обязать ограничивать клиентов в их использовании — если того потребуют обстоятельства.
Поэтому FATF формально не настаивает на тотальном запрете кошельков, приватные ключи от которых хранятся у их владельца – частного лица, а не на бирже или находятся под контролем другого централизованного субъекта.
Чем это чревато для крипторынка? Такие кошельки никоим образом не могут контролироваться никем, кроме их хозяев, что опять же приводит к проблеме ответственности за соблюдение требований AML/CFT. Поэтому организация рекомендует VASP ограничивать или вообще запрещать своим клиентам совершать операции с децентрализованными криптовалютными кошельками в момент оказания им услуг.
К слову, анонимные кошельки давно подвергаются мониторингу со стороны компаний, работающих в юрисдикциях с жесткими правилами относительно «антиотмывочного» законодательства. Директива FATF, с одной стороны, послужит толчком для развития стартапов, занимающихся анализом блокчейнов. А с другой — заставит некоторую часть участников рынка еще оперативнее заняться разработкой нового ПО с повышенной степенью конфиденциальности.
Travel Rule — соблюдать всегда и везде
FATF ясно дает понять, что VASP обязаны соблюдать «Правило Путешествия». Даже в том случае, когда отсутствует универсальный протокол по прямому обмену информацией между операторами криптовалютных услуг, VASP должны предпринять все возможное для передачи идентификационной информации об участниках транзакции следующей организации в цепочке.
Чем это чревато для крипторынка? В принципе, уже существуют готовые решения из сферы традиционных финансовых услуг, поэтому FATF оставляет право выбора конкретного варианта для внедрения в свои технологические цепочки на откуп операторам криптовалютных услуг (VASP).
Более того, FATF даже создала специальную таблицу, в которой указано, какую именно информацию следует собирать сторонам отправления и получения транзакций с цифровыми активами. Так что, если какие-то компании и были настроены скептически по поводу необходимости соблюдения Travel Rule, теперь им деваться уже некуда.
А что с CBDC и оплатой товаров/услуг?
У многих представителей индустрии создалось впечатление, что из текста документа преднамеренно исключены две важные темы:
- Во-первых, это любое упоминание CBDC. Хотя, скорее всего, на них будут распространяться те же правила, что и на обычные фиатные валюты. Кроме того, сейчас в мире запущено всего несколько проектов в этой области, что несущественно по меркам FATF. Можно не сомневаться, что мере увеличения их количества организация уделит им самое пристальное внимание: всему свое время.
- Во-вторых, проблема использования виртуальных активов для оплаты товаров или услуг. FATF придерживается следующей позиции: продавец, принимающий оплату в криптовалюте, не попадает в категорию VASP. Но к ней относится компания, которая занимается обработкой этих платежей на стороне продавца. Скорее всего, FATF не затронула этот вопрос в Рекомендациях из-за небольшого количества таких торговцев. Как только объемы продаж товаров и услуг за криптовалюту значительно вырастут — да еще с использованием анонимных криптокошельков — FATF гарантированно не останется в стороне.
Анонимности объявлен бой
Большинство экспертов сходится во мнении о том, что новые рекомендации FATF ознаменовали начало полномасштабного наступления государственного аппарата на анонимность в сети криптовалют.
Практически любая отрасль в составе блокчейн-индустрии теперь должна соответствовать требованиям процедур AML/CFT и KYC. Это значит, что пользователи большинства криптоуслуг вынуждены будут раскрывать личность, или же еще глубже уходить в тень. Иных вариантов нет.
Кто знает, возможно, вскоре мы станем свидетелями криптовалютное воплощение Сухого закона — со своими бутлегерами, уничтожением конфискованных криптокошельков и подпольными крипто-барами…
Похожие записи
(07:00 МСК, 30.10.2024, по данным CoinMarketCap)