Что общего между железной дорогой и криптовалютой?
Любые нововведения всегда становятся объектом жесткой критики ретроградов. Должно пройти немало времени, чтобы обыватели смогли по достоинству оценить преимущества новации и разглядеть благо в той или иной технологии. Да хотя бы в… железной дороге!
Так было на заре строительства первых железнодорожных веток в Британии, когда народ без устали перемывал косточки рельсам и шпалам. Сегодня люди с таким же энтузиазмом ведут диалоги о блокчейне. В новой технологии скептики ищут подвох там, где его нет априори, а непросвещенные граждане генерируют все новые и новые страшилки. Как не попасть в западню невежества, и что общего у железной дороги и блокчейна? Об этом читайте в нашей статье выходного дня.
4 минутПоявление железной дороги
Железная дорога для современного человека, привыкшего пользоваться наземным транспортом, давно стала вполне себе обыденным явлением. И нам сложно понять страх и трепет наших предков перед железным монстром. А ведь все это происходило совсем недавно — в начале 19 века.
Упорную оппозицию прогрессу можно сравнить с противостоянием криптоэнтузиаста и классического банковского клерка. Первый свято верит в скорый крах доллара и наступление эры цифровых денег, а второй убежден в надежности проверенных временем финансовых организаций и ни за что на свете не готов пересматривать традиционный подход к деньгам.
Но вернемся к железной дороге. Почему мы выбрали именно ее для сравнения в нашем обзоре?
«Огромные механические лошади, дышащие огнем и дымом, тянут невероятно тяжелые составы с невообразимыми скоростями по ландшафту, преобразованному насыпями и выемками, виадуками и туннелями — всем тем, что требуется их поездам», — вот такой первую железную дорогу видели вполне просвещенные интеллектуалы.
Невольно возникают параллели с блокчейн-индустрией. Появление железной дороги радикально изменило способ ведения войны и поддержания мира. А блокчейн готов стать противовесом авторитарным режимам и пропагандистским машинам. Если первые поезда внесли значительный вклад в развитие промышленности 19 века, то технология блокчейн способна кардинально изменить финансовую систему, на базе которой функционирует современная экономика.
Рождение первой криптовалюты
Созданию первой цифровой валюты – биткоина – предшествовали электронная валюта и тройная бухгалтерия. А такое свойство блокчейна, как соединение одного блока с другим посредством хеширования, было известно еще в 1995 году. Метод датирования цифровых документов для подтверждения прав интеллектуальной собственности разработан криптографами Стюартом Хабером и Скотом Сторнеттом. Их изобретением воспользовалась редакция The New York Times.
Интересно, что Хабер и Сторнетт и не думали претендовать на звание соавторов такого грандиозного проекта, но их открытие заметил Сатоши Накамото и использовал для создания протокола биткоина. Причиной появления монеты стала несправедливость и непрозрачность банковской системы.
Уже позже криптовалюты начали пользоваться популярность у многих представителей современного общества — от киберпанков до дилеров и трейдеров. Однако в технических вопросах они были слабо подкованы : прошло немало времени до того, как у одного из журналистов появился вопрос по поводу алгоритма консенсуса PoW и процесса его работы.
Блокчейн или распределенный реестр?
Следует отметить, что официальный документ Сатоши Накамото от 2008 года не содержит слова «блокчейн». До 2014 года в ходу была такая формулировка как «распределенный реестр». Именно о нем как о «ключевой инновации цифровых валют» говорили в Банке Англии в 2014 году. Но уже в следующем году появился термин «блокчейн» — с легкой руки двух авторитетных финансовых изданий — Bloomberg Markets и The Economist — опубликовавших материалы о биткоине. Эти работы привлекли внимание многих.
«Что может быть абсурднее, чем перспективность локомотивов, способных передвигаться в пространстве в два раза быстрее, чем дилижансы?», — писал в 1825 году консервативный журнал The Quarterly Review.
Примерно таким же непониманием общество встретило и блокчейн. Для некоторых людей упомянутая технология стала всего лишь основой биткоина, т. е. варианты ее использования в иных сферах не обсуждались. Другие наблюдатели демонстрировали скепсис и находили множество причин для грядущего краха блокчейна. Финансовым учреждениям идея обмена своими реестрами с внешними компаниями казалась немыслимой, и они противились этому. И лишь недавно банки начали присоединяться к различным консорциумам по типу We Trade и R3, оценив по достоинству все преимущества технологии.
Точно так поменялось мнение The Quarterly Review, когда в 1830 году состоялся запуск железнодорожного сообщения между Ливерпулем и Манчестером.
«Мы видим в этом великолепном творении источник интеллектуальных, моральных и политических благ, не поддающихся никакому измерению и оценке, — восторженно писало издание.
И в этом нет ничего удивительного, ведь на заре своего существования железная дорога использовалась исключительно для перевозки грузов. Даже после появления первых паровых котлов, обеспечивших новые возможности, люди смотрели на происходящее с опаской, ведь существовали и другие, уже проверенные варианты передвижения. Испытания Рейнхилла в 1829 году должны были показать право на будущее и перспективность новой технологии.
Противостояние между теми, кто хотел представить обществу железную дорогу в наиболее выгодном свете, и ее противниками, напоминает борьбу сторонников блокчейна и адептов традиционных финансовых структур. Первые страстно хотят убедить мир в том, что дни Visa и SWIFT подходят к концу, а вторые активно сопротивляются новшествам.
«Никто не будет платить приличные деньги, чтобы добраться из Берлина в Потсдам за час, если он может бесплатно добраться туда на своей лошади за один день», — размышлял в 1864 году король Пруссии Вильгельм I.
А в 1824 году Дионисий Ларднер в «Паровом двигателе в понятных объяснениях и иллюстрациях» рубил с плеча:
«Поездка по железной дороге на высокой скорости невозможна, потому что пассажиры не смогут дышать и умрут от удушья»…
Путь в новый мир
Сегодня мы можем изучать весь спектр восторженных и скептических мнений относительно перспектив железной дороги – величайшего творения человечества. Сегодня мы осознаем весь объем критики этой новации.
Но вопреки всему железная дорога продолжала развиваться, а механизмы — совершенствоваться. И те, кто это предвидел, заработали огромные деньги. В тот период железная дорога и новая скорость передвижения бросили вызов времени и традициям, убедительно доказав, что теперь города могут стать ближе друг к другу.
Сегодня манящие перспективы нового мира перед нами открывает блокчейн. Без ответа пока остается самый важный вопрос — войдем ли мы в него рука об руку с этой инновационной технологией или будем плестись позади? Выбор за нами!
Похожие записи
(07:00 МСК, 30.10.2024, по данным CoinMarketCap)